Почему стартерная АКБ должна быть тренирована?


09.02.2021

Почему стартерная АКБ должна быть тренирована?

Чем же помогает тренировка? А просто этих глубоких, и близких к глубоким, разрядов становится меньше. При пуске двигателя напряжение на клеммах тренированной АКБ остается более высоким, чем у нетренированной АКБ. Последствия той же природы, но обратного характера, мы наблюдаем когда на автомобиль ставится АКБ меньшей емкости - при пуске она разряжается глубже - т.е. напряжение опускается ниже, соответственно глубоких разрядов будет больше, а срок службы будет значительно ниже, чем у штатной для этого автомобиля АКБ. То же самое происходит и с нетренированной АКБ. Ее фактическая емкость ниже заявленной, причем на 30 - 50%, и разряжаться при пуске она будет до более низкого напряжения, значит и глубоких разрядов у нее будет больше.

Непосредственно о пуске. Тренированная АКБ обеспечивает больший ток холодной прокрутки, чем аналогичная нетренированная. Пусть даже разница будет небольшой на первый взгляд. Процентов 10 - 15. Но именно этих процентов в совокупности с более высоким напряжением может быть достаточно, если они есть, и недостаточно, если их нет в совокупности с более низким напряжением, чтобы запустить или не запустить двигатель. А если это дизель?

О зарядке от генератора автомобиля. Тренированная АКБ лучше принимает заряд. Мало кто знает, что есть такая стандартная характеристика, как способность АКБ принимать заряд. Но многие слышали фразу: «Аккумулятор не берет ток!». Это то же самое, но простыми словами. Если пластины АКБ засульфатированы, то напряжение при заряде от генератора автомобиля на АКБ достаточно быстро достигает границы, установленной реле-регулятором автомобиля, а это 13. 8 или 14.4 Вольта. А поскольку других устройств на борту нет, реле прекратит заряд АКБ. Получается, что напряжение достигло установленного предела, а АКБ не приняла зарядный ток в течении необходимого для ее восстановления после старта времени. Что это значит? Это значит, что после каждого старта АКБ подзаряжается, но не на ту величину емкости, которую отдала. Этот процесс плавно приводит к потере емкости АКБ, и, в конце концов, стартер не заводит двигатель. Процесс может протекать медленно, если пробеги между пусками двигателями достаточно длительные, и быстрее, если пробеги короткие. Отрицательное влияние так же оказывает движение с частыми остановками на светофорах, движение с включенным светом, печкой (или кондиционером) и обогревом стекол и сидений.

Для обеспечения большего срока службы АКБ необходимо, чтобы пластины аккумуляторов АКБ и желательно токоведущие шины, к которым приварены пластины, находились ниже уровня электролита. Что происходит в нетренированной АКБ? Плотность электролита падает. Электрохимия - упрямая вещь, при падении плотности и росте очагов сульфатации, уменьшается объем электролита. Часто в таких случаях токоведущие шины оказываются над поверхностью электролита. Начинается их ускоренное окисление. Этот процесс необратим. Он приводит к увеличению внутреннего сопротивления АКБ, что, в свою очередь снижает обеспечиваемый АКБ ток прокрутки. Рассматривать вопрос о снижении уровня до такой степени, что оголяются пластины нет смысла - там через несколько дней фатальный исход неизбежен. У тренированной АКБ при прочих равных условиях уровень электролита всегда будет выше.

Очень важным параметром, влияющим на срок службы АКБ, является ток утечки в электрической сети автомобиля. Современные автомобили буквально набиты электронными устройствами и далеко не все из них полностью отключаются, когда мы глушим двигатель. Именно такие «неспящие» устройства вносят основной вклад в величину тока утечки. Некоторые производители автомобилей и самих электронных устройств, стремятся снизить ток утечки, но это редкость. В большинстве случаем производитель автомобиля решает вопрос «в лоб» - ставит АКБ большей емкости. Что же при этом происходит? А происходит следующее: автомобиль «отдыхая» от поездок разряжает бортовую АКБ самым худшим типом разряда - малым током. Малый он, разумеется, условно. В сравнении с током прокрутки стартера. Такой малый ток может достигать на исправном (!!!) автомобиле 70- 80 мА. Что это значит? За 16 часов АКБ разряжается на 1.25 Ач. Это ровно столько, сколько тратится на запуск двигателя. А теперь вернемся чуть-чуть назад, к тому моменту, когда мы рассматривали, как АКБ принимает заряд. Получается, что к одной проблеме добавляется вторая. В сумме эти две проблемы приводят к тому, что через два года после начала эксплуатации в большинстве АКБ остается около 35 -40 % от заявленной производителем емкости. Теперь возвращаемся в самое начало и ... понимаем, что в холодный период такая АКБ не заведет автомобиль.


Возврат к списку